Трудно
найти человека, который бы не слышал об икебане, традиционном искусстве Японии,
которому уже более 600 лет. «Икебана» от японского ikeru
/ 生ける– «жить»
и hana / 花
– «цветок».
Смысл, вкладываемый в это слово, можно передать выражением «дать цветам новую жизнь» » или «показать истинную красоту цветов».
Ещё
до того, как в Японию пришёл буддизм,
в традициях существовавшей религии синто
был обычай подношения цветов душам умерших предков.
Традиция
была продолжена, когда в 5-м веке в Японии начал распространяться буддизм. Древние легенды говорят, что
первые букеты составлялись из поломанных в непогоду веток или растущих
поблизости цветов, которые затем ставили в вазы с водой. С построением
буддийских храмов, был продолжен и ритуал подношения цветов Будде. Композиции
стали пышными и помпезными, как воплощение величия буддийского вероучения.
Принц Сётоку (574-662), много сил приложивший для распространения буддизма в Японии, содействовал и развитию
искусства составления цветочных композиций. В то время это было
привилегией священников или художников из
аристократических кругов, а так же, приближенных ко двору императора.
Икебана,
как искусство, берёт своё начало с 15-го века, когда священник храма Роккакудо в Киото основал первую школу
икебаны, которая по имени места, где находился этот храм была названа
«Икенобо». Тогда же были определены
правила составления композиций этой школы. Стиль Рикка, ставший классическим, – самый
древний стиль школы Икенобо.
Основных элементов в этом стиле 9.
Композиции в стиле Рикка предназначались для больших помещений: замков, храмов,
домов зажиточных самураев, торговцев и дворян, как показатель богатства и
благородства хозяина. В настоящее время композиции этого стиля
украшают официальные приёмы, различные
торжества и религиозные ритуалы, так как они очень эффектны и создают
торжественную атмосферу.
С
возникновением ритуала чайной церемонии, развивается искусство составления
букетов, устанавливаемых в чайной комнате. Этот стиль получил название «чабана»
- чайные цветы. Нужно отметить, что этот стиль уже не имел религиозного оттенка
и являлся частью эстетического ритуала мастеров чайной церемонии, трепетно
поклонявшихся цветам. Композиции Чабаны просты и лаконичны, часто состоят лишь
из одного цветка, призванного создать настроение момента или пробудить
определённые чувства участников чайной церемонии. Развитие Чабана
способствовало возникновению стилей Нагеире и Сёка в противовес величественному и строгому стилю Рикка.
В
настоящее время в современной школе Икенобо помимо Рикка существует ещё 4
стиля: Сёка, Морибана, Нагэирэ и Дзиюка. Основу первых трёх составляют 3
элемента: «небо»,
«человек» и «земля». Дзиюка –
свободный стиль, дающий возможность проявить творческую индивидуальностью мастера, в нём форма и содержание композиции
продиктованы природным материалом.
Со временем использование
цветочных композиций в их религиозном значении
уменьшилось, икебана стала выполнять исключительно декоративную функцию,
оставаясь при этом истинно японским
искусством со своими дзен буддистским подтекстом и утончённой восточной
философией.
Икебана перестала быть привилегией членов императорского двора,
священников и знати, а приобрела популярность среди всех слоёв общества.
Выставки и фестивали икебаны стали проводить регулярно.
С наступлением 19-го века
икебане становится тесно в рамках классических стилей и форм и она продолжает
развиваться: появляются новые школы, каждая из которых привносит в это
искусство что-то своё. Впервые к
изучению икебаны допускаются женщины.
В середине 19-го века
закончилась политика самоизоляции Японии и в стране произошли большие перемены.
Они коснулись и искусства Икебаны. Один из мастеров школы Икенобо Унсин Охара
предложил использовать широкие низкие вазы, как нельзя кстати подходившие для
композиций из новых цветов, завозимых иностранными купцами из-за границы. Свои идей он разрабатывал, как новое
направление в икебане. Первая же выставка работ в стиле, названном «Морибана»,
что означает «цветы, нагромождённые в контейнере», имела потрясающий успех, и
вскоре у Унсин Охара появились многочисленные
ученики и последователи. Это позволило
создать новую школу, названную по имени своего основателя «Охара». Унсин Охара
разработал основные стили и формы нового направления, а его талантливые
ученики своими работами способствовали
быстрому росту её популярности.
В дальнейшем, стиль
Морибана включили в свои программы все основные школы икебаны и до сих пор он
остаётся одним из самых популярных.
В настоящее время в
Японии основными и самыми популярными являются 3 школы: Ikenobo,
Ohara и Sogetsu, хотя существует и множество других школ.
В дизайне японского интерьера, будь то частный дом или
офисное учреждение, икебане придаётся такое же большое значение, как и
остальным его элементам. Композиции икебаны помогают человеку оставаться в
гармонии с природой даже в условиях современных больших городов.
В течение
своего развития икебана претерпела много
изменений, оставаясь неизменной лишь в том, что продолжает радовать своих
поклонников во всём мире возможностью наслаждаться этим искусством.
|